Цифровая культура и медийное производствоDigital Cultures and Media Production
School of Advanced Studies, IHSS, University of Tyumen
Профессиональная магистерская программа Школы перспективных исследований и Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета.
01. Описание
Динамичное развитие новых технологий трансформировало привычное устройство медиа — их форму, драматургию и способы распространения.
Новым медиаинституциям требуются универсальные профессионалы, способные создавать успешный медиаконтент и понимающие динамику перемен в функционировании системы аудиовизуального производства.
Задача магистерской программы «Цифровая культура и медийное производство» — подготовка авторов, режиссеров, редакторов, продюсеров и других специалистов в области медиапроизводства, владеющих новейшими медиатехнологиями, а также принципами бизнес-логики, права и креативной экономики.
Выпускники программы будут обладать всем спектром практических профессиональных навыков, смогут эффективно работать в творческих командах, занятых производством самого разнообразного медийного контента: от игровых и документальных телесериалов до роликов для социальных медиа и онлайн-платформ.
02. Программа
В основе программы лежит междисциплинарный и кроссмедийный подход. Студенты не только исследуют историю развития медиа, но и включаются в процессы создания разнообразных медиапродуктов; наряду с практическими профессиональными навыками они приобретают навыки критического мышления и теоретической рефлексии. Занятия проходят на русском и английском языках.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
1 | Цифровая фото и видеосъемка | |
Цифровой постпродакшн | 2 | |
3 | Основы мультимедийной журналистики | |
Организация медиапроизводства | 4 | |
5 | Монтаж в телестудии | |
Основы авторского права | 6 | |
7 | Экономика медиа | |
Социология медиа | 8 | |
9 | Теория и практики интернет-исследований | |
Гейм-дизайн. Нелинейная драматургия и интерактивная эстетика | 10 | |
11 | Self-presentation, Self-marketing, Pitching |
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ | |
1 | Археология и футурология медиа |
2 | Софт-культура |
3 | Визуальная культура и практики визуализации |
4 | Виртуальная реальность: теории и практики |
5 | Геймификация и теория видеоигр |
ПРАКТИКА | |
Создание собственных медиапроектов | 1 |
Стажировки в медиа- и кинокомпаниях, в компаниях разработчиках видеоигр и массовых образовательных онлайн-курсов, на крупных событиях в сфере современного искусства. | 2 |
Программа нацелена на то, чтобы выпускник, оснащенный базовыми компетенциями, был заинтересован в самостоятельном развитии и постоянном профессиональном росте; чтобы слушатели программы понимали, как эволюционируют и меняются средства производства и дистрибуции современных медиасистем.
Область деятельности выпускников очень широка: это и средства массовой коммуникации, теле- и радиокомпании, медиакомпании, специализирующиеся на производстве игровых телесериалов, телефильмов и кинофильмов, редакции медиапорталов, социальные медиа, научные и образовательные компании.
Студентов ждут спецсеминары и воркшопы, работа над групповыми проектами и мастер-классы с активно работающими в сфере медиа продюсерами, режиссерами, художниками и журналистами, стажировки в российских и международных компаниях и проектах – Телеканал «Дождь», ZNAK, «It's My City», Red Pepper Film, Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Voskhod Agency, Streetart agency, LiveUral, Lateral Summer Film Production Studio, Кинокомпания «29 февраля», Сибинформбюро, ГТРК "Регион-Тюмень", Евразион и др., список партнеров будет расширяться.
03. Учебный план
I СЕМЕСТР |
Искусствознание |
Цифровая фото и видеосъемка (практические занятия) |
Цифровой постпродакшн (практические занятия) |
Основы медийного права |
Основы мультимедийной журналистики (практические занятия) |
Трансмедиальное повествование |
Драматургия аудиовизуальных медиа (прикладная теория) |
Археология и футурология медиа (теория) |
Курсостроение |
Электив |
Production Project |
II СЕМЕСТР |
Визуальная культура и практики визуализации (теория) |
Геймификация и теория видеоигр Преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр / Moscow Game Center. Исследовательские интересы: современные материалистические онтологии, история материализма, спекулятивный реализм и материализм, объектно-ориентированная философия, исследования видеоигр, исследования цифровой культуры, теория медиа. |
Организация медиапроизводства (прикладная теория) |
Компьютерная анимация (практические занятия) |
Монтаж в телестудии (практические занятия) |
Основы мультимедийного дизайна |
Софт-культура Автор книг по теории новых медиа, профессор компьютерных наук (Computer Science) Городского университета Нью-Йорка, профессор Европейской Высшей школы в Саас-Фе (Швейцария), профессор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва). Работа Мановича посвящена цифровым гуманитарным наукам, теории новых медиа и медиаискусству, социальному компьютингу и исследованиям софта. В 2007 году Лев Манович создал исследовательскую лабораторию Software Studies Initiative, которая стала первым центром компьютерного анализа массивных объемов изображений и видео. Лаборатория Мановича принимала участие в визуализации культурных данных для Google, Публичной библиотеки Нью-Йорка и MoMA. |
Электив |
Production Project |
III СЕМЕСТР |
Self-presentation, Self-marketing, Pitching (прикладная теория) |
Основы авторского права (прикладная теория) |
Социология медиа (прикладная теория) |
Экономика медиа (прикладная теория) |
Теория и практики интернет-исследований Научный сотрудник Института образования и Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ (Москва), преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Исследовательские интересы: интернет в регионах России, русскоязычный YouTube, интернет-исследования: анализ государственных текстов и медиа. Кандидат социологических наук (НИУ ВШЭ), выпускница Университета Манчестера (Великобритания). |
Гейм-дизайн. Нелинейная драматургия и интерактивная эстетика Преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр / Moscow Game Center. Исследовательские интересы: современные материалистические онтологии, история материализма, спекулятивный реализм и материализм, объектно-ориентированная философия, исследования видеоигр, исследования цифровой культуры, теория медиа. |
Виртуальная реальность: теории и практики (теория) |
Production Project |
Практика в медиа-компании |
IV СЕМЕСТР |
Преддипломная практика |
Проектно-исследовательский семинар |
Выпускной проект (создание собственного медиапродукта) |
05. Преподаватели
Команда преподавателей состоит из международных экспертов, теоретиков и практиков в сфере цифровой культуры и медиапроизводства.
Преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр / Moscow Game Center.
Исследовательские интересы: современные материалистические онтологии, история материализма, спекулятивный реализм и материализм, объектно-ориентированная философия, исследования видеоигр, исследования цифровой культуры, теория медиа.
Александра Береславцева – директор, учредитель и ведущий юрист правовой компании «Хартия», специализирующейся на представлении интересов клиентов по гражданско-правовым спорам, защите прав человека. Одной из узких специализаций компании является представительство по спорам в области интеллектуального права.
Александра родилась в г. Белгороде. Защитила диплом по специальности международное право, европейское право. Автор научных публикаций. Автор и ведущая программы «Ваше право» на радио. Имеет диплом о повышении квалификации по специальности «Правовая охрана и защита кинематографических произведений».
С 2006 года активно была вовлечена в работу российских и международных правозащитных организаций, в настоящее время является консультантом по правовым вопросам в Международной сети Youth Human Rights Movement.
Анастасия Грибановская, заместитель директора по науке просветительского проекта «Лекториум». В 2015–2017 гг. — продюсер массовых открытых онлайн-курсов в профильном издательстве «Лекториум». Продюсированные курсы: «Генетика» совместно с Новосибирским государственным университетом, «Историческая география» Тюменского государственного университета, «Астрофизика: от звезд до границ вселенной» С.-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого, «From disease to genes and back» Новосибирского государственного университета, «Как стать наставником проектов» АСИ и др. В 2017 году вошла в состав экспертного совета приоритетного проекта СЦОС в РФ («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»). С 2017 года — методист просветительского проекта «Лекториум». Автор и продюсер онлайн-курса «Современное курсостроение» и очного курса «Продюсер МООС».
В 2018 году — программный директор научно-популярной конференции о космосе и будущем «Парсек».
Выпускница Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина по специальности «История искусств». Тема магистерской диссертации – «Световое искусство 1990 – 2010-х гг.: российский и зарубежный опыт».
Медиахудожник. Создает проекты в следующих направлениях: световое искусство, видео-арт, роботы, ИИ, дроны, VR, science art. Обладает опытом кураторской деятельности. С 2017 года работает совместно с Денисом Переваловым как арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов». Список избранных выставок: выставка «К чему снится свет?» (Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург, 2017 г.); исследовательский проект 4 Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства (основная площадка 4 Уральской Индустриальной Биеннале, Екатеринбург, 2017 г.); выставка «Открытый музей. Часть 2» (Электромузей, Москва, 2018 г.); выставка «Устаревающий прогресс» в рамках параллельной программы 6 Московской молодежной биеннале молодого искусства (Открытые фонды Политеха, Москва, 2018 г.); фестиваль современного искусства «Бажов-Фест» (ГЦСИ, Екатеринбург, 2018).
Андрей Апостолов – выпускник Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК). В разное время работал редактором и креативным продюсером на игровых и документальных фильмах (Киностудия ЦНФ, Киностудия им. М.Горького, НИИ Киноискусства), организовывал и проводил циклы кинопоказов, ретроспективы, киноклубные показы, входил в жюри российских и международных кинофестивалей, привлекался в качестве эксперта для участия в радио- и телепередачах о кино, выступал с докладами на международных и всероссийских конференциях, публиковался в сборниках и журналах Studies in Russian and Soviet Cinema, Искусство кино, Логос, Film Sense, Вестник ВГИК и т.д.
В настоящее время – куратор кинопоказов в Государственном историческом музее.
Андрей Манирко – дизайнер, методист и продюсер. Выпускник бакалаврской программы Бристольского университета (Великобритания), обладатель степени магистра Королевского колледжа искусств (Лондон, Великобритания). Со-основатель образовательного игрового проекта для детей Playtronica; основатель НИИ, серии междисциплинарных исследовательских воркшопов на стыке прикладной философии и дизайна. Андрей продюсировал документальные фильмы для ведущих российских и иностранных телеканалов, прототипировал электронные устройства, разрабатывал учебные программы для детей, фасилитировал воркшопы для международных компаний. Работал куратором образовательной программы 2015/16 в Институте «Стрелка».
Антон Уткин — режиссёр, сценарист, продюсер пост-производства в московской студии Lateral Summer.
В начале своей карьеры со-основал небольшую дизайн студию, вёл несколько исследовательских проектов для Intel, консультировал ООН, а сейчас преподаёт новые медиа и интерактивное кинопроизводство в Московской школе кино.
С 2011 года Антон написал и поставил несколько фантастических короткометражных фильмов, рекламных роликов и музыкальных видео.
Научно-фантастический проект Антона «Скорость света» для устройств виртуальной реальности был поддержан образовательной программой Венецианской биеннале и в данный момент находится в совместной разработке с CGF, крупнейшей студией визуальных эффектов в России.
Последний выпущенный проект Антона, интерактивный сериал «Всё сложно» — совместный проект с «Такими делами». Проект рассказывает о жизни ВИЧ-положительной девушки, вышел в феврале 2018-го года, набрал треть миллиона просмотров и продолжает получать положительные отзывы зрителей и прессы.
Влад Струков — профессор киноведения и цифровой культуры в Университете Лидса (Великобритания); в настоящее время старший научный сотрудник университета Копенгагена. Занимается теорией глобального журнализма, независимых СМИ, потребления, феномена селебрити в контексте Российской Федерации и русскоязычной культуры. Создатель и главный редактор журнала «Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media (www.digitalicons.org)». В последние два года выпустил ряд публикаций о современной визуальной культуре, в том числе монографию о русском кино («Contemporary Russian Cinema: Symbols of a New Era», 2016), а также следующих сборников: «Russian Culture in the Era of Globalisation» (2018), «Popular Geopolitics: Plotting an Evolving Interdiscipline» (2018), «Memory and Securitization in Contemporary Europe» (2017), «Building New Worlds: Industry and Visual Culture» (2017), «Russian Aviation, Space Flight and Visual Culture» (2016). В этих работах Струков исследует визуальную и цифровую культуры в разных контекстах, обращая особое внимание на вопросы транснационального культурного дискурса. Струков также работает независимым куратором современного искусства и организует специальные кинопоказы в различных институциях. Он часто выступает в медиа, в том числе на Al Jazeera International, American Public Radio, the BBC, RBK and others.
Денис Перевалов - медиахудожник, программист, лектор. Один из основателей визуальной лаборатории Kuflex (http://kuflex.com), где разрабатывает приложения для арт-инсталляций и перформансов. Работы Kuflex представлены на многих российских и зарубежных выставках, фестивалях, в музеях и научных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени, Нетании (Израиль), Анталии (Турция), Афин (Греция) на фестивале цифрового искусства ADAF 2016, Лас-Вегаса (США) на выставке высоких технологий CES2016, Пекине в Китайское музей науки и технологий и др. Денис является разработчиком программного обеспечения для интерактивных медиа (около 50 проектов), включающее работу с сенсорами, камерами глубины и другими устройствами, рендеринг в реальном времени в 2D, 3D и VR, а также синтез и анализ звука.
Джей Силверстайн – антропологический археолог (PhD, Университет штата Пенсильвания) с большим международным опытом. В настоящий момент Джей занимается поиском пропавших без вести военнослужащих войн прошлого и работает в департаментах античной литературы и антропологии в Гавайском университете. Занимаясь поиском без вести пропавших, он разработал национально признанную географическую информационную систему (GIS), которая отследила поиски и обнаружение 80 000 пропавших без вести. Совместно с университетом Джей руководит археологическим проектом и полевой школой в греко-римском городе Тмуит (Tell- Timai) в Нижнем Египте, на канале в восточной части дельты Нила, между Танисским и Мендесским рукавами.По мнению исследователя, хорошо сохранившийся античный город дает уникальную возможность проанализировать культурные преобразования, связанные с греческим и римским империализмом, и исследовать эволюцию религий, начиная с египетского пантеона и заканчивая христианством. Его исследовательские интересы сфокусированы на изучении роста и падения сложных обществ, империализма, археологических признаков социальной власти, античных экологических гидротехнических сооружений, методов ведения войны, корпоративной географической информационной системы и развития городов. Джей руководил исследовательскими проектами в Мексике, Гватемале, Юго-Восточной Азии, Южной Корее, Папуа – Новой Гвинее, Кирибати, Соломоновых Островах и Австрии. В данный момент он разрабатывает новые проекты в Египте, подразумевающие создание баз данных в формате 3D для педагогической и коммуникационной революции, основанной на использовании виртуальной и расширенной реальности для обучения на основе опыта и аналитических методов.
Константин Бащенко учился в Уральской Государственной Архитектурно Художественной Академии на специализациях Промышленный и Графический Дизайн.
Работал в Студии Артемия Лебедева, после чего основал собственную студию N Creative Community. Работал с брендами: Microsoft, Pepsi, ВТБ24, Analog, bp, Samsung, Alfa Bank, Сбербанк, Mazda, дом.ru, Lay’s и многими другими.
В данный момент — CEO в компании Avenir Digital, входящей в группу компаний Avenir Associates и занимающейся реализацией Digital проектов и собственных стартапов. Главной работой A~D в 2017 году стала подготовка платформы Great Gamers для проведения церемонии награждения ключевых лиц в мире e-sport, которая проходила в Каннах (Франция). Партнер в аналитическом агентстве Oberkorn (Гамбург, Германия).
Автор книг по теории новых медиа, профессор компьютерных наук (Computer Science) Городского университета Нью-Йорка, профессор Европейской Высшей школы в Саас-Фе (Швейцария), профессор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва). Работа Мановича посвящена цифровым гуманитарным наукам, теории новых медиа и медиаискусству, социальному компьютингу и исследованиям софта.
В 2007 году Лев Манович создал исследовательскую лабораторию Software Studies Initiative, которая стала первым центром компьютерного анализа массивных объемов изображений и видео. Лаборатория Мановича принимала участие в визуализации культурных данных для Google, Публичной библиотеки Нью-Йорка и MoMA.
Начинала свою карьеру редактором международного отдела журнала L’Officiel Russia, работала копирайтером и креативным директором в международном рекламном агентстве, а также проектным менеджером в нескольких технологических стартапах.
Соавтор, продюсер и со-режиссер нескольких sci-fi короткометражек, коммерческих и музыкальных видео для телевидения и интернета. В 2015 году короткометражный фильм «Лето» вошел в шорт-лист премии Кинотавр, был показан на множестве кинофестивалей в Европе, Северной и Южной Америке и получил награду «Platinum Remi» фестиваля WorldFest в Хьюстоне (США). Ее следующий короткометражный фильм «Черти» также вошел в шорт-лист премии Кинотавр в 2017 году.
Научный сотрудник Института образования и Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ (Москва), преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Исследовательские интересы: интернет в регионах России, русскоязычный YouTube, интернет-исследования: анализ государственных текстов и медиа.
Кандидат социологических наук (НИУ ВШЭ), выпускница Университета Манчестера (Великобритания).
Флориан Крауткремер - кинорежиссер, кинопродюсер, обладатель многочисленных премий международных кинофестивалей.
Флориан изучал изящные искусства и кино в Брауншвейгском университете Искусства (Германия), в настоящее время преподает в Университете Гутенберга в Майнце (Германия) в рамках профиля по киноискусству. С апреля 2018 г. приглашен работать руководителем междисциплинарного направления «Искусство и дизайн» в Университете Люцерна (Германия). Кроме этого, Флориан является официальным представителем Германии в «Евримаж» — европейском фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, созданный при Совете Европы. Член совета директоров German Society for Media Studies.
Эрика Вульф — историк искусства, особенно интересующаяся модернизмом и модерном, советской визуальной культурой, пропагандой и межкультурной репрезентацией. Уроженка Нью-Йорка, c 2003 по 2018 гг. она преподавала на факультете истории и истории искусств в Университете Отаго (Новая Зеландия). Она получила степень бакалавра по социологии и науке в обществе в Принстонском университете, после чего была сотрудником по кураторским исследованиям на программе независимых исследований Музея Уитни. После нескольких лет работы в Уитни она поступила в аспирантуру Мичиганского университета, получив степень PhD по истории искусства и магистерскую степень в области русистики и восточно-европейских исследований.
Значительная часть исследований Эрики связана с фотографией — медиумом, который пересекает различные области знания. Ее методика изучения фотографии выходит за рамки дисциплинарных границ, она анализирует фотографию в средствах массовой информации, рассматривает ее связь с письменными текстами, ее роль в создании истории и широкий спектр жанров фотографии (фотография в прессе, плакатах, выставочной среде, фотомонтаж, пенитенциарная фотография и детская фотография). В своих исследованиях она объединяет анализ фотографий в различных контекстах, архивные исследования лиц и учреждений, занятых фотографической деятельностью, историческую и современную теорию фотографии и технологический аппарат создания и воспроизведения изображений.Ее работа отмечена за вклад в изучение советской истории в визуальном и транснациональном аспектах, поскольку она тесно связана с культурным обменом и кросс-культурными репрезентациями. Ключевой аспект ее методологии заключается в детальном изучении и чтении визуальных источников. Это также привело к включению в ее публикации как визуальных, так и текстовых первоисточников. Она тесно сотрудничает с Не болтай! Collection, архивом политического искусства ХХ века. Ее недавно вышедшая книга «Александр Житомирский: фотомонтаж как оружие во Второй мировой и холодной войнах» (2016 год, Институт искусств Чикаго и Йельский университет) широко использует эту коллекцию. В настоящее время Эрика завершает две книжные рукописи: «Фотография и Россия» (история серии фотографий «Воздействие» журнала «Reaktion Press») и «CCСР в строительстве: модернистская пропаганда для сталинского режима».После переезда в Новую Зеландию Эрика проводит исследования автралазийской фотографии и работ современных художников — коренных жителей тихоокеанских островов, которые используют новые медиа для критики наследия колониализма. Сейчас в этой области она работает над совместной книгой с самоанским художником Юки Кихара.
Яков Сомов, сооснователь и генеральный директор просветительского проекта «Лекториум», методист Президентского физико-математического лицея №239 и директор фонда его выпускников. В 2017 году Яков стал одним из разработчиков паспорта приоритетного проекта СЦОС в РФ («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»). В 2018 году стал одним из авторов концепции Университета 20.35. Шесть лет в рамках фестиваля фантастики, кино и науки «Старкон» организует научно-популярную конференцию о космосе и будущем «Парсек».
06. Локация
Здание Школы перспективных исследований, в котором будут проходить занятия, — одно из самых современных и функциональных университетских пространств в России. Школа — это не просто место, где проходят занятия, а пространство для полноценной и многообразной интеллектуальной жизни.
07. Вступительные испытания (максимум 100 баллов)
1 Собеседование
Cостоит из 2-х частей:
a) Кандидату предлагается произведение аудиовизуальной культуры (кадр, фотография, картина…), которое необходимо описать на английском языке, после чего ответить на вопросы.
Критерии оценки: уровень владения английским языком.
б) Беседа на русском языке.
Возможные варианты вопросов:
- - Почему вас привлекает сфера визуальных медиа?
- - Где в современном медийном ландшафте вы видите свое место?
- - Как, на ваш взгляд, будет выглядеть медийный ландшафт через 10 лет?
- - Что лично вам хотелось бы в нем изменить? Что нового привнести? От чего уйти?
Критерии оценки: вовлеченность, визионерство, коммуникативные способности, рефлексивность.
2 Конкурс портфолио
Авторский творческий материал (это может быть фото- или видеоматериал (до 5 минут) или текст, дополненный иллюстрациями (фото, видео) и пр.). Можно представить на конкурс материал, подготовленный ранее в рамках иных проектов, или же создать новый.
Критерии оценки: оригинальность, умение выразить мысль (владение способами передачи информации), аудиовизуальная выразительность.
В портфолио необходимо включить CV, дипломы и сертификаты; в CV обозначить владение профессиональным ПО, иностранными языками и другими навыками.
3 Тестирование
Тест c несколькими вариантами ответов на системность мышления и способность понимать тексты в области медиа и цифровой культуры.
Стоимость обучения на договорных местах — 275 000 руб. в год.
Прием документов на программы магистратуры начинается 17 июня 2019 года и завершится для тех, кто претендует на бюджетные места, — 25 июля 2019 года, на договорные места — 31 августа 2019 года.
08. Контакты
Мы готовы ответить на ваши вопросы о магистерской программе. Оставьте свои контактные данные, чтобы мы могли с вами связаться: